Город. Страна. Напиток. |
Порто производит впечатление игрушечного городка. Когда смотришь на de Cais da Ribeira — набережную старейшего городского квартала — с другого берега реки Доуру, прямо с оконечности моста Дона Луиша, построенного Эйфелем, оттуда, где все рыбные ресторанчики и винные погреба города в прямом смысле слова лежат у тебя под ногами — ну так вот, когда смотришь из этой самой точки на Порту, то кажется, будто рассматриваешь кукольный город из набора не очень ровно слепленных друг с другом кубиков. На все домики одни и те же окошки и черепичные крыши — зато разнообразие балкончиков и узоров кажется бесконечным. Местами проглядывают более массивные кубики — серые, с башенками наверху или колоннадами и гжелевской росписью. Конечно, это не гжель, а сине-белый азулежуш 17го века, сплав мавританских узоров и итальянских техник, от калейдоскопической геометрии до полноценных картин, иногда на весь фасад дома. Можно весь день провести в прогулках по улочкам, разглядывая стены снаружи и внутри (не пропустите вокзал Сао Бенто — одни только эскизы плитки для его интерьеров рисовались 10 лет!), с первого этажа по пятый — выше здесь, кажется, и не строят. Этажи могут заметно различаться, так что подобная доскональность не лишняя. Кстати, вблизи ощущение игрушечности города совсем не исчезает. Все равно уютен, все равно прекрасен, несмотря на проступающую из-под полутысячелетних изразцов обшарпанность. Дух королевской резиденции, парадоксально объединившей торговлю, мореплавание, религию, власть — и творчество — неистребим; бывшая столица некогда богатой и властной державы — ощущается, пусть и сквозь дымку времени.
…кстати, про время — не знаю, какого века был наш отельчик возле церкви Santo Ildefonso, но время в нем замедлялось еще на лестнице, а в номере вообще поворачивало вспять, так, что кран с водой казался неуместным, анахронизмом из будущего, а вместо беготни по улицам тянуло сесть у окошка, ни о чем не думая, следить за полетом чаек — и ждать, когда на улицах раздастся звон с колокольни Клоригуш и крики, что в устье реки входит каравелла…
Кстати, интерьер вокзала, о котором говорилось выше. Городской железнодорожный вокзал Сао-Бенту, открытый в 1916 г., был построен на месте бенедектинского монастыря Сао-Бенту-ди-Аве-Мария. Плитка в стиле азулежу внутри представляет мотивы жизни Жуана I (1357–1433), магистра этого бенедектинского ордена и родоначальника королевской династии Авиш. Менее масштабные, но не менее колоритные плиточные полотна посвящены сценам крестьянской жизни.
Порто расположен в устье реки Доуру недалеко от моря.
Кафедральный собор Se XII века (от латинского «Sedes Episcopalis» — «резиденция епископа») и Епископский дворец:
Четыре моста соединяют Порто и другой берег — квартал Вила-Нова-ди-Гая. Один из мостов — мост Дона Луиша — был построен Густавом Эйфелем. Длина ажурной дуги составляет 172 метра. На мосту есть пешеходная зона и рельсы — для метро и трамвайчиков.
Историческая часть Порту и река Дору, справа — мост Дон Луис I (вид со стороны Вила-Нова-де-Гайа):
Берег в приближенпи; видна кабинка фуникулера, которая является единственным транспортным средством, позволяющим спуститься в этом месте к набережной.
по другому берегу над крышами погребов с портвейном катаются кабинки. можно съехать в них на набережную, прямо к рыбным ресторанчикам — пожалуй, самым дешевым и одним из самых вкусных в Европе.
У вас не возникает ощущения сим-сити?)
Улицы города с облупившимися, но еще красивыми домами, напоминают о некогда гордом центре торговой и культурной жизни.
и — снова об изразцах азулежу.
нет, сначала о балкончиках) плитка стен удивительным образом гармонирует с разнообразными формами гнутого металла — с которым, к слову. время обошлось более милостиво…
а теперь — азулежу и не только:
такой плиткой здесь декорировано буквально все вокруг, но богаче всего — средневековые церкви.
…которые и без декорирования изразцами выглядят впечатляюще: